По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Совета народных депутатов Ижморского муниципального района от 31.10.2013 N 23 "Об утверждении муниципальной программы "Одаренные дети Ижморского муниципального района" на 2014 - 2016 годы"



СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ИЖМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
(пятый созыв, четвертое заседание)

РЕШЕНИЕ
от 31 октября 2013 г. № 23

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ
ИЖМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА" НА 2014 - 2016 ГОДЫ

Рассмотрев представленную главой района А.Н.Малышко Программу "Одаренные дети Ижморского муниципального района" на 2014 - 2016 годы, руководствуясь положениями ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с постановлением администрации Ижморского муниципального района от 24.09.2013 № 799-п "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ", в соответствии со ст. 27 Устава Ижморского района Совет народных депутатов Ижморского муниципального района решил:

1. Утвердить муниципальную программу "Одаренные дети Ижморского муниципального района" на 2014 - 2016 годы согласно приложению к настоящему решению.
2. Финансирование Программы производить за счет доходов районного бюджета.
3. Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комитет по социальной политике районного Совета (Жаворонкова Т.Л.).

Председатель
Совета народных депутатов
Ижморского муниципального района
С.Г.ЕСЕН

Глава Ижморского
муниципального района
А.Н.МАЛЫШКО





Приложение
к решению
Совета народных депутатов
Ижморского муниципального района
от 31 октября 2013 г. № 23
(четвертое заседание)

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ИЖМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА"
НА 2013 - 2016 ГОДЫ

Нормативно-правовая основа

Федеральный уровень
- Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989.
- Конституция РФ от 12.12.1993.
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями.
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
- Подпрограмма "Одаренные дети" Федеральной целевой программы "Дети России".
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 06-1260 "О методических рекомендациях по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей".

Региональный уровень
- Закон Кемеровской области от 28.12.2000 № 110-ОЗ "Об образовании в Кемеровской области".
- Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области № 844-р "Об утверждении Программы по созданию региональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в Кемеровской области на 2010 - 2015 гг.".
- Программа по созданию региональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в Кемеровской области на 2013 - 2016 гг.
- Перечень мероприятий департамента образования и науки Кемеровской области по реализации Программы по созданию региональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в Кемеровской области на 2013 - 2016 гг.
- Перечень мероприятий КРИПКиПРО по реализации Программы по созданию региональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в Кемеровской области на 2013 - 2016 гг.

Муниципальный уровень
- Положение о муниципальном учреждении "Отдел образования администрации Ижморского муниципального района" от 05.05.2009.
- Муниципальная программа развития олимпиадного движения в Ижморском районе 2009 - 2012 г., утверждена приказом отдела образования администрации Ижморского района № 560 от 18.12.2009.
- Положение о присуждении ежегодной премии главы Ижморского района "Юные дарования", утверждено распоряжением администрации Ижморского района № 274-р от 03.04.2006 "Об утверждении грантов".
- Положение о районном смотре-конкурсе спортивному мастерству на звание "Лучший спортсмен Ижморского района", утверждено распоряжением администрации Ижморского района № 274-р от 03.04.2006 "Об утверждении грантов".

Паспорт муниципальной программы "Одаренные дети
Ижморского муниципального района" на 2013 - 2016 годы

Наименование Программы
Муниципальная программа " Одаренные дети Ижморского муниципального района "на 2013 - 2016 годы
Основание для разработки Программы
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области № 844-р "Об утверждении Программы по созданию региональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в Кемеровской области на 2010 - 2015 гг."
Дата принятия и наименование решения о разработке Программы

Заказчик Программы
Администрация Ижморского муниципального района, Управление образования администрации Ижморского муниципального района
Директор Программы

Разработчик Программы
Управление образования администрации Ижморского муниципального района
Цель Программы
Создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей образовательных учреждений Ижморского района, обеспечения их самореализации в различных областях деятельности
Задачи Программы
Совершенствовать систему работы по выявлению и развитию одаренных детей.
Создать условия для подготовки педагогических кадров к работе с одаренными детьми и внедрения нового опыта в практику работы образовательных учреждений и системы повышения квалификации педагогов.
Расширить спектр адресной финансовой поддержки одаренных детей и педагогов, успешно работающих с одаренными детьми.
Развивать сферу образовательных услуг и творческую среду образовательных учреждений для выявления и развития детской одаренности.
Организовать информирование о деятельности по данному направлению
Сроки реализации Программы
2013 - 2016 годы
Основные направления программных мероприятий
Управление реализацией муниципальной программы " Одаренные дети Ижморского муниципального района" на 2013 - 2016 годы.
Создание благоприятных условий для раннего выявления, интеллектуального, физического, творческого, развития и педагогического сопровождения одаренных детей.
Мотивационная поддержка работы с одаренными детьми
Исполнители и участники основных мероприятий Программы
Управление образования администрации Ижморского муниципального района.
Образовательные учреждения
Объемы и источники финансирования
Финансовое обеспечение Программы предусмотрено из следующих источников:
- местный бюджет;
- областной бюджет;
- внебюджетные средства.
Общий объем финансирования (тыс. руб.) по годам реализации и источникам финансирования составит:
Ожидаемые результаты
Внедрение усовершенствованной системы работы по выявлению и развитию одаренных детей.
Создание банка данных одаренных детей.
Реализация плана образовательных услуг по повышению квалификации педагогов по работе
с одаренными детьми.
Создание творческих групп педагогов по отдельным направлениям интеллектуального развития детей.
Открытие муниципальных экспериментальных площадок на основе положительного опыта ОУ.
Введение новых грантов, стипендий, премий для мотивационной поддержки одаренных детей, родителей и педагогов, успешно работающих с одаренными детьми.
Разработка учебных планов ОУ с учетом введения индивидуальных, групповых, факультативных занятий с одаренными детьми с целью развития выявленной одаренности.
Реализация дополнительных образовательных программ, индивидуальных образовательных траекторий, тьюторского сопровождения одаренных детей.
Открытие музыкальной студии в Доме детского творчества.
Функционирование страницы "Одаренные дети" на официальном сайте отдела образования и сайтах ОУ
Контроль реализации Программы
Контроль над выполнением Программы осуществляет администрация Ижморского муниципального района

Характеристика проблем, на решение которой направлена
муниципальная целевая программа "Одаренные дети
Ижморского муниципального района" на 2013 - 2016 годы

К числу основных составляющих, способствующих развитию научно-технического, политического, культурного и управленческого потенциала страны, относится налаженная система поддержки талантливых детей. В рамках Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" одно из приоритетных направлений современного образования - межведомственная координация выявления, обучения, воспитания и развития одаренных детей, нацеленная на подготовку стратегического ресурса - творческой и талантливой молодежи, высококвалифицированных специалистов в различных областях деятельности.
Сложность и специфика работы с одаренными детьми требует привлечения к ее осуществлению различных специалистов - педагогов, психологов, педагогов высшей школы, квалифицированных специалистов в различных областях деятельности, педагогов дополнительного образования, деятелей культуры и спорта. Создаются ресурсные центры сопровождения развития одаренных детей, накоплен уникальный опыт их научно-исследовательской и творческой деятельности. Не только в городской местности, но и в условиях села есть возможности для сопровождения способных и одаренных детей, для этого используются образовательные ресурсы социума и Интернет, сетевое взаимодействие образовательных учреждений на муниципальном уровне, развитие одаренного ребенка в учреждениях дополнительного образования.
В Ижморском муниципальном районе ведется целенаправленная работа по созданию необходимых условий для работы с одаренными детьми. Данное направление работы реализуют 9 дошкольных учреждений (из них 2 детских сада с организацией приоритетной деятельности по познавательно- речевому и художественно-эстетическому направлениям), 13 общеобразовательных школ, два учреждения дополнительного образования - дом детского творчества и детско-юношеская спортивная школа.
За последние три года была существенно укреплена материально-техническая база образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми. Школы района получили дополнительное компьютерное и мультимедийное оборудование. Все школы подключены к сети Интернет. Соотношение "Компьютер: количество учащихся" составляет 1:4,3 (среднеобластной показатель 1:21). В ОУ и учреждения дополнительного образования приобретается спортивное оборудование, инвентарь, музыкальная и видеотехника.

Оснащение учреждений образования дополнительным
оборудованием в период с 2011 по 2013 год

МБОУ "Ижморская СОШ № 1"
Комплект учебного оборудования для начальной школы по ФГОС
Компьютерный класс
МБОУ "Ижморская СОШ № 2"
Компьютерный класс
Видеонаблюдение для проведения ЕГЭ
МБОУ "Колыонская СОШ"
Компьютерный класс
Комплект учебного оборудования для начальной школы по ФГОС
МКОУ "Красноярская СОШ"
Компьютерный класс
Интерактивный комплект
Комплект учебного оборудования для начальной школы по ФГОС
МКОУ "Святославская СОШ"
Компьютерный класс
Интерактивный комплект
Интерактивный комплект и тестовое оборудование
МКОУ "Симбирская СОШ"
Компьютерный класс
Интерактивный комплект и тестовое оборудование
МБОУ "Троицкая СОШ"
Компьютерный класс
Комплект учебного оборудования для начальной школы по ФГОС
МКОУ "Берикульская ООШ"
Кабинет физики
Интерактивный комплект и тестовое оборудование
МБОУ "Постниковская ООШ"
Компьютерный класс
Интерактивный комплект и тестовое оборудование
МБОУ "Новославянская ООШ"
Кабинет химии
Компьютерный класс
Интерактивный комплект и тестовое оборудование
МКОУ "Островская НОШ"
Интерактивный комплект и тестовое оборудование
Компьютерный класс
Интерактивный комплект и тестовое оборудование
МБОУ "Теплореченская ООШ"
Компьютерный класс
Интерактивный комплект и тестовое оборудование
МБОУ "Почитанская НОШ"
Компьютерный класс
Интерактивный комплект и тестовое оборудование
Детско-юношеская спортивная школа
Борцовский ковер, лыжи (13 пар), коньки (20 пар), хоккейная форма - (15 наборов), перчатки бокс., комплект гимнастической формы (12 шт.), тренажеры - 2 шт., мячи - 6 шт., музыкальный центр
Дом детского творчества
Видеокамера, фотоаппарат, принтер

С целью развития кадрового состава и повышения профессиональной компетенции педагогов организована система непрерывного повышения квалификации, реализуемая через
- курсовую подготовку:
за последние три года на базе КРИПК и ПРО прошли курсы повышения квалификации 19 руководителей и заместителей руководителей ОУ, 24 учителей начальных классов, 12 учителей русского языка и литературы, 5 учителей информатики, 4 учителей истории и обществознания, 3 учителя географии, 9 учителей биологии и химии, 7 учителей физики, 2 учителя музыки, 10 учителей технологии, 5 учителей ИЗО и черчения, 11 учителей физической культуры, 4 учителей ОБЖ и др.;
- работу районных методических объединений;
- обобщение положительного педагогического опыта (мастер-классы, фестиваль педагогических идей, тематические семинары, семинары практикумы, круглые столы и др.);
- конкурсы профессионального мастерства (муниципальный и областной этапы конкурсов "Учитель года", "Лесенка успеха", "Самый классный классный", "Сердце отдаю детям", "Педагогические таланты Кузбасса", "Новая волна", 1-я Всероссийская научно-практическая конференция "Гражданское и патриотическое воспитание в системе непрерывного образования: достижения и перспективы", конкурс методических материалов по краеведению и др.).
В дошкольных учреждениях района организована работа по выявлению одаренности детей дошкольного возраста. Данная работа осуществляется через занятия дошкольников в кружках по интересам:
в 2009 году функционировало 10 кружков по художественно-эстетическому, физическому, интеллектуальному, музыкальному направлениям;
2010 год - 12 кружков;
2011 год - 15 кружков;
2012 год - 21 кружков;
2013 год - 29 кружков.
В каждом ДОУ создана развивающая среда, которая обеспечена творческими играми, специальными учебными материалами, предназначенными для развития любознательности и исследовательской активности дошкольников.
Для информирования родителей и общественности по вопросам работы с одаренным ребенком семьи и детского сада работают клубы:
- МДОУ Ижморский детский сад № 3 "Словесное кружево"; "Здоровячок", "Школа мамы", вокальная группа "Капельки";
- МДОУ Ижморский детский сад № 2 "Фантазеры", "Здоровый ребенок";
- Колыонский детский сад № 7: "Люблю тебя, мой край родной", "Мастерская гномика";
- МДОУ "Симбирский д/сад": "Здоровый малыш", кружок национальной чувашской культуры "ТЕТЕ" (кукла).
В ДОУ района оборудованы и лицензированы медицинские кабинеты.
В дошкольных образовательных учреждениях созданы условия для укрепления здоровья детей, а также выявления и развития их ранних физических способностей. В ДОУ имеется спортивное оборудование и инвентарь. В последние годы предоставлена возможность пользоваться услугами МОУ ДОД "Ижморская ДЮСШ". Традиционным стало проведение спартакиад для дошкольников и родителей: "Крепыш", "Сильные, ловкие, смелые", "ГТЗО", где определялись победители, которые в дальнейшем становились участниками различных спортивных секций в школах и ДЮСШ.
В рамках работы РМО и творческих групп педагогов ДОУ с целью развития и повышения профессиональной компетенции традиционно рассматриваются вопросы выявления одаренных детей и их развития.
Дошкольники района активно участвуют в различных конкурсах:
Всероссийские конкурсы:
"Дерево года" - 2009 год - диплом финалиста конкурса экологического проекта.
"Пряничный домик для елки" - 2010 год - диплом участника.
Конкурс "Мы рисуем масленицу" - 2013 год - 3 диплома лауреата.
Областные конкурсы:
"Безопасный переход" - 2011 год, 1 место.
"Свой голос" - 2010 год, 1 место - диплом победителя конкурса.
"Память сердца" - 2010 год, диплом участника.
Муниципальные конкурсы:
"Звездочка" - 2008 год.
"Звонкие колокольчики" - 2009 год.
"Радость побежала по дорожке" - 2009 год.
"Нам на улице не страшно" - 2009 год.
"Устами детей говорит мир" - 2009 год.
"Да будет свет" - 2010 год.
"Лейся песенка" - 2011 год.
"Останови огонь" - 2012 год.
Спортивные соревнования ГТЗО - ежегодно.
С 2011 года в ДОУ начала внедряться система оценки результативности деятельности дошкольников через портфолио (как среди воспитанников, так и среди педагогов).
Вместе с тем, недостаточно используются методики выявления творческого потенциала детей всех возрастных групп, выявления и развития специальной одаренности дошкольника. Имеется необходимость специальной подготовки педагогических кадров по работе с одаренными детьми.
С введением ФГОС с 2010 года введена внеурочная деятельность младших школьников по основным направлениям:
- интеллектуальное;
- спортивно-оздоровительное;
- художественно-эстетическое;
- проектное;
- социальное;
- общекультурное.
Это позволяет сохранить принцип преемственности, работать на удовлетворение образовательных потребностей, развитие интереса младшего школьника, выявление ранней одаренности. Организация второй половины дня дает возможность широкого участия в конкурсах различной направленности.
Обучающимся второго и третьего уровней обучения предоставляется возможность интеллектуального и творческого развития, выявления профессиональных интересов, склонностей, а также определение превалирующих способностей при освоении программ предпрофильной и профильной подготовки.
Предпрофильная подготовка представлена курсами:
"Золотые правила орфографии", "Умеете ли вы общаться", "Решение уравнений с параметрами", "Уравнение и неравенства с параметрами", "Химия в задачах и экспериментах", "Женщины в истории России", "Я гражданин. Власть и общество", "Экологическая ситуация в России", "Романтизм в творчестве русских писателей и поэтов XIX века","Экология и здоровье", "Методы решения физических задач", "Русское правописание: орфография и пунктуация", "Практикум по математике", "Проценты в школе и жизни", "Культура речи", "Учусь выбирать", "Физика и медицина", "Технология работы с контрольно-измерительными материалами", "Морфология средства выразительности русской речи".
Необходимо отметить, что не всегда сельское образовательное учреждение дает возможность широкого выбора профиля и творческого роста способных обучающихся старшего уровня:

МБОУ "Ижморская средняя общеобразовательная школа № 1"
Физико-химический
МБОУ "Колыонская средняя общеобразовательная школа"
Социально-гуманитарный
МКОУ "Симбирская средняя общеобразовательная школа"
Социально-гуманитарный
МКОУ "Красноярская средняя общеобразовательная школа"
Физико-химический
МКОУ "Святославская средняя общеобразовательная школа"
Физико-химический
МБОУ "Троицкая средняя общеобразовательная школа"


Дополнительное образование воспитанники получают в двух учреждениях дополнительного образования: Доме детского творчества и ДЮСШ, в кружках, творческих объединениях, спортивных секциях общеобразовательных учреждений. В УДО занимаются 1100 детей (85,6%), в МОУ ДОД "Дом детского творчества" занимаются 620 учащихся в творческих объединениях по 6 направлениям:
1. культурологическое;
2. научно-техническое;
3. художественно-эстетическое;
4. социально-педагогическое;
5. туристско-краеведческое;
6. эколого-биологическое.
В МОУ ДОД "ДЮСШ" занимаются 480 ребенка по следующим направлениям: волейбол, баскетбол, лыжные гонки, настольный теннис, мини-футбол, хоккей, аэробика, каратэ, пауэрлифтинг.
За 2012 - 2013 год хочется отметить работу тренеров - преподавателей МКОУ "Симбирской СОШ" Костенко В.Н., МБОУ "Колыонская СОШ" Рользинг А.А., чьи воспитанники показали достойные результаты на областных соревнованиях лыжников-гонщиков. Обучающаяся МБОУ "Колыонская СОШ" неоднократно занимала призовые места и была в числе лидеров в соревнованиях по лыжным гонкам в легкоатлетическом пробеге в г. Анжеро-Судженске, где заняла 1 место. Большие надежды возлагаются на группу 1-го года обучения по каратэ, где, уже прослеживаются обучающиеся, которые в дальнейшем могут защитить честь района в соревнованиях различного уровня. Впервые на базе ДЮСШ в 2012 г. прошел праздник спортивных семей, где участники из Святославкой, Симбиркой, Троицкой территории, с. Ижморка, п. Ижморский показали свою спортивную сноровку и выявили сильнейшие спортивные семьи.
На базе этих учреждений проводятся районные мероприятия различного направления:

2009 - 2010 учебный год
2010 - 2011 учебный год
2011 - 2012 учебный год
2012 - 2013 учебный год
62
61
65
91

Традиционно проводятся туристические слеты, районная конференция "Живи, Кузнецкая земля!", районные выставки декоративно-прикладного творчества ("Рождественский букет", "Флористическая радуга и др.), "Театральные подмостки", "Музыкальный лабиринт", "Поэт года", что позволяет выявлять и развивать одаренных детей в системе дополнительного образования. Немаловажную роль в развитии одаренных школьников является участие детей в областных профильных сменах, организуемых на базе ГАОУ ДОД КО "Сибирская сказка", летних и зимних школах для одаренных детей в ГБНОУ "Губернаторский многопрофильный лицей-интернат".
Воспитанники учреждений дополнительного образования принимают участие в областных конкурсах и соревнованиях:

2009 - 2010 учебный год
2010 - 2011 учебный год
2011 - 2012 учебный год
2012 - 2013 учебный год
23
30
21
27

Результаты участия:
- областная конференция "Живи, Кузнецкая земля!" - 2 место в 2009 г. и 1 место в 2011 г. в номинации "Этнография";
в 2011 г. 3 место в номинации "Экология";
- областной конкурс "Моя малая родина: природа, культура, этнос" - 1 место 2010 г.;
- областной конкурс экологических проектов "Экология и человек" - 3 место 2011 г.;
- областная выставка декоративно-прикладного творчества - 1 место в 2011 г. в номинации "Куклы";
- областной конкурс "Свой голос", посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне в 2011 г. - победитель;
- открытый чемпионат по каратэ г. Кемерово - 2 место 2009 г.;
- международный турнир по каратэ г. Барнаул - 1 место 2009 г.;
- открытый чемпионат по каратэ "Сибирский тигр" - 1 место 2009 г.;
- областные соревнования по каратэ г. Кемерово - 1 место 2010 г.;
- первенство Кузбасса г. Юрга - 1 место 2010 г.;
- первенство Кузбасса по каратэ 1, 2 места 2011 г. и др.;
- конференция "Живи Кузнецкая земля", 1 место - Колыонская СОШ, 3 место - Дом детского творчества, 2012;
- 1 место в конкурсах: "Молодые ветра", "Святые места глазами детей", 2012 г.;
- конкурс "Жизнь в гармонии с природой" 2 и 4 место, 2013 г.
Высоких результатов добиваются одаренные воспитанники МОУ ДОД "Дом детского творчества", занимающиеся в творческих объединениях "Ижморские искорки" (рук. М.Н.Шеховцов, член Союза писателей Кузбасса), "Лето" (рук. И.М.Чекалдина) туристско-краеведческой и культурологической направленности. Этому способствует успешное решение проблемы преемственности в развитии детского творчества. Так, в МДОУ "Колосок" активно работает клуб "Словесное кружево" для детей 3 - 7 лет под руководством воспитателя З.С.Козловой, поэтессы, автора поэтического сборника для детей "Перезвон души моей...". Педагог совместно с родителями работает над развитием речи детей, прививает интерес к поэзии, знакомит с основами стихосложения, побуждая малышей к творчеству.
Эстафету принимают педагоги ОУ, продолжая работу с детьми в литературном клубе "Ижморские искорки" (Дом детского творчества), который объединяет школьные поэтические клубы "Семицветик" (МОУ "Ижморская СОШ № 1"), "Зернышко" (МОУ "Ижморская СОШ № 2"). "Родник" (МОУ "Симбирская СОШ"). Юные поэты имеют возможность проявить свои способности в ежегодном районном конкурсе "Поэт года", в выпуске школьных литературных журналов и авторских поэтических сборниках. За последние 5 лет пять членов клуба признаны лауреатами Губернаторского фонда "Юные дарования Кузбасса". Больших успехов добиваются юные журналисты литературного клуба: 1 место в 2008 г. на фестивале юных журналистов "Молодые ветра" в номинации "Лучшее детское школьное издание", 2012 год - диплом за лучший журналистский материал "Жить - добро творить", 2011 год - именной конкурс группы компаний "Конкорд" 1 место в номинации "Лучший печатный материал". Сложившаяся система работы с детьми, позволяет выявлять и достигать высоких результатов в развитии литературного творчества воспитанников.
Однако при реализации программ дошкольного образования художественно-эстетического направления проблема преемственности при продолжении обучения детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования решается только частично, при недостаточном кадровом обеспечении и отсутствии должной материально-технической базы. При имеющейся системе работы с одаренными детьми УДО форма выявления - состязания различного уровня, не отработана система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренных детей.
В районе созданы условия для участия обучающихся школ муниципального района в школьном и муниципальном этапах всероссийской олимпиады школьников по 18 предметам. Обновлена и приведена в соответствие нормативная база, регламентирующая проведение муниципального этапа олимпиады. Способствуют подготовке школьников к участию в предметных олимпиадах:
- индивидуальные и групповые занятия;
- индивидуальное обучение в системе кружковой работы и факультативов в ОУ;
- предоставление возможности профильного обучения в зоне познавательных интересов школьников;
- преемственность цикла олимпиадных состязаний: районная олимпиада младших школьников (4 классы) - муниципальный этап олимпиады - участие в региональном этапе;
- творческие конкурсы, конференции.
Достаточно большое количество способных детей ежегодно принимают участие в школьном, муниципальном и региональном этапах всероссийской олимпиады школьников:

год
Количество участников школьного этапа
Количество участников муниципального этапа
Количество участников областного этапа
2009
1420
180
8
2010
1525
192
12
2011
1260
235
18
2012
424
131
18

С целью выявления на ранних этапах одаренных учащихся проводиться ежегодная олимпиада младших школьников (4 класс).
Осуществляется мониторинг участия детей и их результатов в школьном, муниципальном, областном этапах всероссийской олимпиады школьников.
В районе существует система мер морального и материального поощрения творчества одаренных детей:
- гранты главы района "Юные дарования" (5 грантов по 3 тысячи рублей ежегодно);
- грант главы района "Лучший спортсмен района" (3 тысячи рублей ежегодно);
- победителям районных конкурсов - почетные грамоты, благодарственные письма, призы.
Виды вознаграждения для победителей предметных олимпиад:
- диплом победителя олимпиады и премия - занявшим 1 место;
- диплом призера олимпиады и премия - занявшим 2, 3 места.
Стимулирование педагогов-наставников:
- награждение почетной грамотой, благодарственным письмом;
- учет результатов школьного и муниципального этапов олимпиады при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда в ОУ.
Вместе с тем при существующей системе проведения мероприятий интеллектуальной направленности низки результаты участников всех этапов олимпиады. Назрела необходимость применения новых форм работы с обучающимися по их приобщению к научно-исследовательской и проектной деятельности, развитие одаренности в области компьютерных технологий.
Первый опыт в данном направлении представлен в МОУ "Святославская СОШ", в нем начали свою работу школьные научные объединения "Юный исследователь" и "Юный эколог", которые ведут исследовательскую деятельность, где в процессе работы обучающиеся углубляют знания в области естественных наук, приобретают умения и навыки самостоятельной исследовательской и проектной деятельности.
Обучающиеся района традиционно активно принимают участие в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах. В МБОУ "Колыонская СОШ" школьники принимают активное участие во всероссийской интернет-олимпиаде "Знаю и люблю русский язык" 8 класс, "Люблю русский язык" 5 класс; интернет-игре "Инфознайка 2012". Однако процент участия обучающихся других ОУ низкий, несмотря на имеющиеся в школах материально-технические возможности.
Проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей - это не только обязанность родителей и образовательных учреждений, но и других ведомств социальной сферы. Развитию разных видов одаренности способствует деятельность детей в учреждениях культуры района. Совместно с районной и сельскими библиотеками, школой искусств, сельскими домами культуры, редакцией проходят мероприятия различной направленности: "Фестиваль национальных культур", презентации сборников кузбасских поэтов и юных поэтов Ижморского района, участие во всероссийском конкурсе юных музыкантов, вокалистов и художников им. М.М.Вернера, участие в международном форуме немцев в г. Томске и другие.
В процессе выявления одаренных детей, анализа его потенциальных возможностей, достижений формируется банк данных по одаренным детям в разрезе ОУ и МОУО. Ежегодно происходит его обновление. Однако такой банк не формируется по дошкольным образовательным учреждениям, не создана также система мониторинга достижений и продвижения одаренных детей и результатов деятельности педагогов.
Немаловажную роль в процессе творческого развития одаренного ребенка играет семья.
Уровень образования родителей, проживающих в Ижморском районе выглядит следующим образом. Имеют:
- высшее образование - 18%;
- средне-специальное - 16%;
- начально-профессиональное - 20%;
- общее среднее - 31%;
- основное - 15%.
Социальный статус семей:
- полных - 74%;
- неполных - 16%;
- малообеспеченных - 24%.
В социально-опасном положении находятся 239 детей, что составляет 9% от общего числа детского населения района.
Низкий уровень жизни большей части сельских жителей района, который является следствием нарушения инфраструктуры образования, культуры, этическая деградация, неисполнение родительских обязанностей по воспитанию и обучению своих детей, отсутствие развивающей среды в семье осложняет работу с одаренными детьми.
Обозначенные проблемы определили необходимость объединения межведомственных усилий по созданию условий для выявления и развития одаренных детей на уровне муниципалитета и выделения мероприятий в отдельную целевую программу поддержки одаренных детей.

Цели и задачи Программы.
Основные направления программных мероприятий

Цель Программы

Создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей образовательных учреждений Ижморского района, обеспечения их самореализации в различных областях деятельности.

Задачи Программы

1. Совершенствовать систему работы по выявлению и развитию одаренных детей.
2. Создать условия для подготовки педагогических кадров к работе с одаренными детьми и внедрения положительного опыта в практику работы образовательных учреждений.
3. Расширить спектр адресной финансовой поддержки одаренных детей и педагогов, успешно работающих с одаренными детьми.
4. Развивать сферу образовательных услуг и творческую среду образовательных учреждений для выявления и развития детской одаренности.
5. Организовать информирование о деятельности по данному направлению.

Направления работы с одаренными детьми
в муниципальной системе образования

Уровни
Муниципальный уровень
Уровень образовательного учреждения
Субъекты (дети, родители)
Направления
Управление реализацией муниципальной программы выявления и поддержки одаренных детей
Координация работы с одаренными детьми на муниципальном уровне.
Осуществление взаимодействия с региональными структурами и образовательными учреждениями
Координация работы с одаренными детьми на уровне ОУ
Координация работы с одаренными детьми через органы общественного управления
Создание благоприятных условий для раннего выявления, интеллектуального, физического, творческого развития и педагогического сопровождения одаренных детей
Создание условий для выявления одаренных детей через систему конкурсов, олимпиад для детей разного возраста.
Организация диагностики и выявления детской одаренности.
Подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми.
Использование моделей взаимодействия педагога и обучающегося по развитию одаренности.
Расширение сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования и культуры.
Обновление материально-технической базы ОУ.
Организация районных мероприятий с участием одаренных детей.
Разработка и активное использование Интернет-технологий в организации работы с одаренными детьми.
Организация взаимодействия с вузами.
Обобщение и использование педагогического опыта работы с одаренными детьми.
Развитие конкурсного движения педагогических работников образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми
Создание системы оценки деятельности одаренных детей через портфолио.
Создание механизма медико-психологического обследования одаренных детей в ОУ.
Развитие интеграции учреждений общего и дополнительного образования для предоставления одаренным детям возможности выбора видов деятельности, развития своих интересов и возможностей.
Расширение связей общеобразовательных школ с вузами.
Удовлетворение образовательных запросов учащихся через обучение по индивидуальным учебным планам.
Создание социально-развивающей среды, оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, родителям (законным представителям), реализация разнообразных форм поддержки одаренных детей.
Создание условий для проведения мероприятий для субъектов образовательного процесса с целью обеспечения преемственности (ДОУ - ОУ - УДО - ВУЗ) в реализации образовательных программ поддержки одаренного ребенка.
Включение в деятельность педагогов функции координации развития одаренного ребенка.
Организация дополнительного образования педагогов ОУ по вопросам работы с одаренными детьми
Взаимодействие с семьей одаренного ребенка, обеспечение информационной поддержки родителей по проблемам выявления и развития детской одаренности.
Проведение совместных мероприятий (конференций, "круглых столов" и др.) по обмену опытом работы с одаренными детьми
Мотивационная поддержка работы с одаренными детьми
Сохранение и развитие мер морального и материального поощрения одаренных детей и педагогов.
Организация и проведение конкурсов и фестивалей муниципального уровня.
Пропаганда значимости достижений одаренных детей и их наставников в социуме.
Привлечение средств организаций и предприятий района в качестве спонсорской поддержки работы с одаренными детьми.
Информирование общественности о возможностях развития одаренных детей
Стимулирование родителей на сотрудничество в социально-педагогическом сопровождении одаренного ребенка (родители -союзники).
Стимулирование педагогов, работающих с одаренными детьми.
Организация и проведение конкурсов и фестивалей в учреждении, организация участия обучающихся в конкурсах различных уровней.
Организация участия обучающихся в образовательных и творческих Интернет-проектах, сетевых мастер-классах.
Стимулирование и поддержка одаренных детей.
Сбор индивидуального портфолио достижений и практического результата деятельности ребенка, подростка

Система программных мероприятий

Управление реализацией муниципальной программы выявления
и поддержки одаренных детей

N
Наименование мероприятия
Сроки реализации
Объем финансирования
1.
Создание и организация деятельности муниципального и школьного координационного совета по работе с одаренными детьми
2013

2.
Мониторинговые исследования удовлетворенности населения качеством работы с одаренными детьми
2013 - 2016

3.
Организация мероприятий различного уровня в соответствии с региональными программами
2013 - 2016
2 000 000 рублей

Создание благоприятных условий для раннего выявления,
интеллектуального, физического, творческого развития
и педагогического сопровождения одаренных детей

N
Наименование мероприятия
Сроки реализации
Объем финансирования
1.
Организация и проведение конкурсов, олимпиад, состязаний для детей разного возраста школьного и муниципального уровней
2013 - 2016

2.
Создание рабочей группы педагогов-психологов для диагностики и выявления одаренных детей
2013 год

3.
Формирование банка данных


4.
Методическая поддержка педагогов и руководителей ОУ
2013 - 2016

5.
Повышение квалификации педагогов по вопросам работы с одаренными детьми


6.
Организация и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, участие в работе стажировочных площадок базовых образовательных учреждений области по проблемам сопровождения одаренного ребенка


7.
Создание и распространение электронных пособий с методическими материалами педагогов по работе с одаренным ребенком


8.
Изучение качества работы педагогов по реализации Программы выявления и поддержки одаренных детей


9.
Организация работы по тьютерскому сопровождению одаренных детей


10.
Приобретение оборудования, материалов


11.
Проведение мероприятий различного уровня


12.
Создание страниц на официальном сайте отдела образования и сайтах ОУ "Одаренные дети"


13.
Проведение видео-конференций, дней профориентации, участие в Днях открытых дверей, проводимых совместно с учреждениями профобразования


14.
Выпуск информационных материалов о положительном опыте работы


15.
Проведение муниципального конкурса педагогических работников, работающих с одаренными детьми
2014

16
Создание банка данных личностных достижений и продвижений одаренного ребенка
ежегодно

17.
Организация совместных мероприятий учреждений общего, дополнительного образования, учреждений культуры


18.
Организация развития одаренных детей по индивидуальной образовательной траектории
2013 - 2016

19.
Разработка и реализация школьных программ по созданию и развитию социально-развивающей среды ОУ


20.
Работа со СМИ по пропаганде значимости достижений одаренных детей и их наставников в социуме



Мотивационная поддержка работы с одаренными детьми

N
Наименование мероприятия
Сроки реализации
Объем финансирования
1.
Вручение грантов главы района:
"Юные дарования";
"Лучший спортсмен района";
"Лучший учитель Ижморского района";
"Лучший воспитатель Ижморского района"

99 000 рублей
2.
Вручение целевой денежной премии выпускникам, окончившим школу с золотой и серебряной медалью

150 000 рублей
3.
Выплата стипендий победителям муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников


4.
Вручение премий победителям и призерам конкурсов разного уровня


5.
Меры поощрения и стимулирования педагогов по результатам работы с одаренными детьми


6.
Вручение целевой премии семье, создающей условия для развития одаренности своего ребенка


7.
Организация встреч творческих одаренных детей с меценатами района


8.
Размещение на сайте администрации реестра образовательных услуг, учреждений культуры и спорта для обеспечения включенности ребенка в различные сферы проявления одаренности



Сроки реализации Программы

Сроки реализации Программы 2013 - 2016 годы.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты
Критерии и индикаторы
Внедрение усовершенствованной системы работы по выявлению и развитию одаренных детей.
Создание банка данных одаренных детей
Доля выявленных одаренных детей от общего числа детей района.
Доля одаренных детей, охваченных программами для одаренных детей.
Доля участия детей в олимпиадах, конкурсах и т.д. различного уровня.
Доля образовательных учреждений, реализующих программы работы с одаренными детьми
Реализация плана образовательных услуг по повышению квалификации педагогов по работе с одаренными детьми.
Создание творческих групп педагогов по отдельным направлениям интеллектуального развития детей.
Открытие муниципальных экспериментальных площадок на основе положительного опыта ОУ
Доля педагогов, повысивших квалификацию по работе с одаренными детьми.
Доля педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию.
Доля педагогов, участвующих в конкурсах педагогического мастерства различного уровня.
Рост достижений творческой группы по выбранным направлениям.
Доля учреждений, использующих опыт экспериментальной площадки.
Введение новых грантов, стипендий, премий для мотивационной поддержки одаренных детей, родителей и педагогов, успешно работающих с одаренными детьми

Разработка учебных планов ОУ с учетом введения индивидуальных, групповых, факультативных занятий с одаренными детьми с целью развития выявленной одаренности.
Реализация дополнительных образовательных программ, индивидуальных образовательных траекторий, тьюторского сопровождения одаренных детей.
Открытие музыкальной студии в Доме детского творчества
Проведение семинаров по обмену опытом работы с одаренными детьми.
Привлечение преподавателей высшей школы к работе с одаренными детьми.
Участие в выездных семинарах.
Оснащение экспериментальных баз ОУ для организации исследовательской деятельности.
Доля детей, охваченных работой по развитию музыкальной одаренности
Функционирование страницы "Одаренные дети" на официальном сайте отдела образования и сайтах ОУ.
Организовать информирование о деятельности по данному направлению
Количество открытых страниц "Одаренные дети"


------------------------------------------------------------------